ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Таким образам исходя из приведённого материала видно, что любая даже,
казалось бы самая заурядная местность имеет свою историю и своих выдающихся во
всех отношениях людей, как положительных, так и отрицательных.
Хочу отметить, что заурядной свою местность я не считаю. Как и всякая другая
местность Белоруссии, она имеет свои исторические этапы и особенности, свои
положительные и отрицательные примеры и стороны.
Не останавливался я на местном фольклоре, легендах и преданиях, многие из
которых канули в лету по причине указанной мной в предисловии. Всё, что мне
когда-то удалось услышать от пожилых людей, основной массы которых, сейчас уже
нет в живых. Они ушли и унесли с собой всю ту культуру, представителями которой
они были. Одно хорошо помню, будучи ещё совершенно молодым, я всегда слышал в
деревне песню, с песней начиналась работа и с ней заканчивалась. Усевшись на
колхозные телеги, поздно вечером женщины с дружной песней возвращались домой.
Это было совершенно другое поколение, выросшее в невзгодах и испытаниях, но не
потерявшее присутствия духа и чувства человеческого достоинства. Они были
дружными и сплочёнными во время беды и любой навалы.
Делились последним, поддерживали друг друга, помогали. Уважали женщин и
стариков, любили, но не баловали детей. С детства приучали их к физическому
труду. Чтили обычай гостеприимства. Это было поколение простых, почти
неграмотных, но в тоже время большинство из них были необычные в добром смысле
люди. Не вспомнить о них и не почтить их добрым словом заканчивая эту работу л
не могу: с добрым чувством благодарности и почтения хочу привести их фамилии:
Это мой дед Агейченко Ефим Иванович - 1878 года рождения
Это мой дядя Агейченко Фёдор Ефимович - 1904 года рождения
Это мой дядя Агейченко Дмитрий Ефимович - 1902 года рождения
Это моя мама Агнищенко Наталья Ефимовна - 1910 года рождения
Это моя тётя Агейченко Татьяна Ефимовна - 1912 года рождения
Это мой брат Агнищенко Анатолий Тимофеевич - 1932 года рождения
Это мой отец Агнищенко Тимофей Петрович - 1906 года рождения
Это мой близкий сосед Агородников Василий Михайлович - 1911 года рождения
Его жена Агородникова Анастасия Фёдоровна - 1911 года рождения
Соседка и родственница Агнищенко (Чижикова) Екатерина Васильевна - 1889 года
рождения
Соседка и подруга мамы Чебова (Чижикова) Татьяна Ефремовна - 1915 года рождения
Казимиренко Татьяна Михайловна - 1909 года рождения
Голенккий Николай Сергеевич - 1913 года рождения
Голенькая Федора Степановна - 1905 года рождения
Гаврисова Мария Спиридоновна - 1924 года рождения
Киселёва Анна Осиповна - 1909 года рождения
Чернецкий Константин Михайлович - 1906 года рождения
Мой низкий поклон всем тем, кто был и числится в списках колхоза
"Соцбатьковщина". Моим учителям по Крынкам и по военному училищу, перечислять их
нет возможности из-за многочисленности. Тогда прекрасных людей было много.
Большое им спасибо и нижайший поклон.
В подтверждение подлинности сведений исторического характера привожу выписку
из завещания помещика Богомольца Григория Ивановича от 22 мая 1640 года.
Григорий Иванович завещал своей жене Хелене Сарочанке и детям своим Дмитрию
Александру и дочерям своим Софье и Анне похоронить его в местности его в деревне
Погостищи и составить каплицу. Двор его был расположен в Хадычено и Новосёлках.
Опекунами были назначены детям: Самуэль Огинский, тивун Троцкий, стольник
Витебский Крыштоф Храповицкий, а также Андрей Римша. В этом же завещании он
возвращает долги Андрею Гурко - помещику деревни Высокое. Упоминается брат
завещателя – Богомолец Александр. Его земля была расположена также в районе
Нового Села, а также деревни Лужено.
В этом же завещании говорится о том, что воспитатели его детей Степук,
Степан, Атрохим - служат его детям по достижении совершеннолетия, после чего
получают вольность, а жена покойного обязана каждому их них после этого выделить
по коню, одежде и по 7 копеек денег. Всё завещание я не привожу, вследствие его
длинного текста и юридических терминов того времени. Кстати Витебский стольник
Крыштоф Храповицкий по всей вероятности дальний родственник Храповицкой Светлане
Антоновне, ныне Жариной директора Крынковскои СШ.
Есть корни благородных сословий из нашей местности, кроме перечисленных
помещиков и богатых людей, такие например: как-то Добровольские, Чернецкие,
Дубровские, Мацкевичи, Радевичи, Барановские и т. д.. В этом направлении не
мешало бы поработать нашим краеведам. Конечно, если подходить с точки зрения
опустившихся, ко всему равнодушных людей, то это не нужно, а если подойти к
этому вопросу с точки зрения настоящих граждан: сыновей и дочерей своей земли,
то это крайне интересно и необходимо.
Указанные в списке были весьма заслуженные люди, некоторые участвовали в
восстаниях К. Калиновского и Т. Кастюшки, за что потеряли многое, а терять было
что: дворянское сословие, независимое имущественное положение, возможность
неограниченно повелевать судьбами холопов, за человеческое положение которых они
и боролись за ликвидацию двойного национального гнёта, национальную
независимость своей Родины. Человечество уже зашло об этом, особенно мы
белорусы, крайне равнодушны к памяти таких людей, а значит и своей судьбе, У нас
во всех вопросах крайности, средины не бывает. Даже в период построения
социализма у нас пытались быть, как говорят "святее самого папы", т. е.
перегибали палку в сторону ужесточения и подавления, способных к труду и
проявлению производительной инициативы. Недаром нашу республику называли
"отстойником социализма". Не исключено, что всё это делалось специально, чтобы
вызвать отвращение и равнодушие к социализму, что ныне, и наблюдается
повсеместно.
Давно известно, что всё зависит от качества людского материала, доставшегося
государственным формациям. В наследство социализму от старого царского строя
достались люди, хотя и малограмотные, но энергичные, добросовестные работники с
уважительным отношением к властям. Сталинский режим также способствовал этому и
добивался этого любыми даже преступными методами. В последующие правления это
было утеряно по причине разложения самой правящей, верхушки. Она была
заинтересована в разладе и анархии, что и наблюдается сейчас. Поэтому людей,
которые пытались поддерживать этическую и трудовую дисциплину всячески
третировали и шельмовали, в результате сейчас мы имеем анархию и произвол как
снизу, так и сверху. Среди молодёжи на этой почве выращено поколение мракобесов:
разнузданных и развращённых нелюдей, которые в большинстве своём с
ориентированны на мерзость, пьянство, наркоманию и у которых нет ничего святого:
погрому кладбищ, памятников, неуважение к старшим и младшим.
Все эти проявления говорят о том, что обязанности родителей ныне сведены
только к производству детей. От воспитания основная масса родителей
самоустранилась. Представители современной школы; считают также, что их главная
задача - знания, а воспитание это дело родителей. Таким образом заниматься
воспитанием подрастающего поколения эти две главные ячейки нынешнего общества не
желают и ответственности никакой за это не несут. Вступать в конфликты со своими
детьми на почве их безнравственного поведения такие родители не желают. Вот и
приходиться пожинать плода такого воспитания другим людям: соседям, старикам,
одиноким и слабым людям. Увеличение числа преступлений среди несовершеннолетних
по этой причине увеличилась во много раз и будет неуклонно расти, если не будут
приняты экстренные меры по повышению ответственности и родителей, и школы, и
армии, и трудовых коллективов за поведение своих людей.
Предшествующие поколения наших дедов, прадедов и родителей умели держать в
руках своих наследников и такого поведения никогда не потерпели бы. Нынешние же
многие наоборот радуется такому поведению своих выродков и всячески защищают их
и покрывают. Нынешнее общественное мнение перевёрнуто с ног на голову. Если
ранее люди с уважением относились к детям, военным, учёным, хорошим труженикам,
уважающих старших и вообще воспитанных и выдержанных, то сейчас их гордость
составляют воры, погромщики, сидевшие в тюрьмах и неоднократно. Ранее от таких
шарахались и держались подальше. Сейчас некоторые людишки гордятся такими своими
выродками. Реальность военного времени показала, что во время испытаний такие
особы становятся на сторону противника и проявляют жесткость и совершают
преступления против человечности во много раз более чем солдаты противника.
Недаром мудрые люди в старину говорили, что иная доброта в отношении
попустительства детям хуже откровенного зла.
Да и что можно было ожидать от общества поставившего людей склонных к труду,
жаждущим через него выбиться к хорошей жизни в положение изгоев, не имеющих даже
права на жизнь, а тех, кто умышленно из поколения в поколение презирал труд,
пьянствовал, воровал и грабил таких людей и такие люди были поставлены во главе
всего общества и они стали задавать тон и политику в обществе и государстве! Вот
мы и имеем, то, что ныне имеем. На земле никто не хочет работать. Деревни
вымирают, в них остаются одни старики и старушки, да те, кто более нигде не
нужен. Способные, энергичные и предприимчивые, а также трудолюбивые сбежали в
города и другие страны и государства. Ранее за землю воевали, отбирали её у
богатых и способных, чтобы они не служили укором неспособным и ленивым. Самое
смешное и печальное, что эти неспособные и ленивые дорвавшись до власти, стали
учить других, как надо жить!
Конечно, было немало среди них людей, которые многого достигли в этой жизни
благодаря революции и своему трудолюбию, но опять же эти люди выросли в
настоящих крестьянских семьях. Было много бедных семей, но со здоровой
психологией труженика и пахаря испокон веков ухаживающих за землёй-матушкой. В
силу целого ряда сложившихся экономических и других причин такие люди были
бедняками, и помощь таким была вполне закономерной, чтобы улучшить их жизнь.
Говоря о качестве человеческого населения нынешней территории района и нашей
местности, необходимо помнить высказывания ещё древних о том, что каждое
поколение вновь появляющееся на земле становится хуже, т. к. наследует не только
положительное, но и отрицательное, а если исходить из того, что плохое
усваивается лучше, то будет ясным конечный результат. Подтверждается это и тем,
что, разговаривая с некоторыми умными людьми, поэтому вопросу, я получал ответ
следующего содержания: территория нашей республики испокон веков находилась на
перекрёстке всех дорог ведущих из Европы в Россию и на этом перекрёстке очень
часто появлялись различные грабители, которые пытались поработить наш народ.
Лучшие сыны нашего народа, вооружившись, вставали названным гостям на
достойную встречу. В большинстве своём они погибали не оставив достойного
наследства. Выживали в основном хитрые, двуличные, трусливые и подлые. Они и
давали большинство состава населения, в котором из поколения в поколение
культивировались эти отрицательные качества, способствующие их выживанию любой
ценой. Примерами тому может служить во время войне с фашистами, когда целые
деревни или их основной состав сотрудничал с оккупантами. Необходимо также
учитывать, что эта же часть населения довольно активно сотрудничала и с
советской властью, используя её для сведения своих шкурных и подленьких целей.
Наушничали этой власти при малейшем недовольстве или отрицательных высказываниях
в её адрес на своих односельчан, с приходом фашистов они с таким же успехом
продолжали это, но уже в отношении красноармейских и партизанских семей.
Нисколько не изменилась психология поведения таких людей и их наследников и в
нынешнее время. Ещё выдающийся адвокат царской России Ф.Н. Плевако говорил:
"Добро бывает пассивно и медлительно, а зло и ненависть всегда суетны, активны и
хлопотливы, негодяи и мерзавцы неустанно пребывают в действии, в напряжении ума
и нервов, и потому зло чаще достигает успеха, нежели честный человек, идущий к
людям с добром... "
В нынешнем общественном устройстве созданы все условия для процветания и
развития зло-деятельных типажей. Всё это наглядно видно на поведении молодых
людей в городе, не отстают в этом отношении представители и деревенской
молодёжи. Многие из которых, проживая в сельской местности, не держат ни скота,
ни огородов, предпочитая грабить по ночам сотки престарелых стариков.
Правовая база нынешней общественной системы фактически не предусматривает
суровой ответственности за такие преступления, по этой причине и
правоохранительные органы ведут себя пассивно.
Что можно говорить об обществе, в котором при выборе верховных властей,
кандидаты на эти хлебные места не обладает элементарной человеческой культурой,
этикой поведения, поливают друг друга грязью, борьба компроматов и т. д. Разве
непонятно, что, придя к власти такие люди, не могут вывести государство из того
тупика, в который они - же его и загнали! Вся эта неразбериха и анархия играет
им на руку, потому что ставит народ в полнейшую от их воли и прихоти
зависимость. Нынешняя демократия это не есть настоящая демократия для народа Она
является продолжением власти той же партийно-номенклатурной буржуазии, словно
поганки выросшей при Л. И. Брежневе и ныне всё повернувшей в обществе на службу
своим шкурным интересам. В своих устремлениях к никем не контролируемой власти
они уже давно идут нога в ногу с уголовными отбросами общества. Всё это делается
для того, чтобы запугать обывателя и нынешнего плохо ори вотирующегося так
называемого электората во всех этих делах.
Сложившееся экономическое положение, когда меньшинство процветает, а
большинство прозябает будет всё более обострять внутреннее политическое
состояние государства. Классовая борьба, о которой ныне так умело, замалчивают
нынешние "вожди" наций не затихала и никогда не затихнет, несмотря на мечты этих
новоявленных фюреров.
В заключение мне хочется сказать о том, что, несмотря на все перипетии, в
которые нас постоянно ввергают одни и те же злобные силы, нам необходимо быть
сплочёнными, поддерживать друг друга, любить свою прекрасную землю и всё делать
для её процветания не для нуворишей, а для всего трудового народа.
26 августа 2001 года. Деревня НОВОЕ СЕЛО.
|