История образования, географическое положение и геологическое состояние Выдрейского сельского Совета
 
Главная
Географическое положение
Геология рельефа местности
Климатические условия
Растительный и животный мир
Рыбные запасы
Лесные угодья
Карта местностиXVI век
Население местности
Населенных пункты
Исчезнувшие поселения
Сельское хозяйство
Выдрейский сельский совет
Заключительная часть
История в старой фотографии
Использованная информация
Автор материалов
Создатель сайта - ВебМастер
Сайты сходные по тематике
Гостевая книга
Обратная связь

добавить в избранное

Лиозненский район
Республика Беларусь
 
Сайт поселка городского типа Лиозно, история, образование, населениеПогода на rp5.ru
 

 

Яндекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru

 

Агнищенко Геннадий Тимофеевич

СТИХИ          |          ПРОЗА


ИОВ многострадальный

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева города Екатеринбурга было совершено зверское убийство царской семьи бывшего императора Всероссийского Николая II. Преступление было задумано и осуществлено с согласия В.И.Ульянова /Ленина/ и по письменному распоряжению Я.М. Свердлова. Практическое участие в его осуществлении принимал председатель Екатеринбургского губревкома Губельман /Ярославский/ и отряд охраны семьи императора во главе с чекистом Юровским, который родом из нашей области.
Это было не просто убийство, а отступничество целого народа от своей истории и той клятвы, которая была дана этим народом в другое смутное время в стенах Ипатьевского монастыря первому представителю династии Романовых - Михайлу.

Разные суждения были тогда и бытуют ныне о личности российского императора. Одни источники характеризуют его как неспособного и никчемного государственного деятеля. Другие как доброго и мягкого царя, не любившего поспешных, непроверенных решений. Истина видимо где-то посредине. Однако чтобы там не говорили, а Россия к 1913 году становилась мощной державой, занимавшей пятое место в мире по всем показателями по сельскому хозяйству первое. Доказательством тому служит тот факт, что советская власть на всём своём протяжении свои результаты сравнивала с результатами царской России 1913 года, постоянно утверждая об отсталости и зачуханности этой государственности, что в корне неверно. Вот что писал в своих воспоминаниях Н.С.Хрущёва: чёрный хлеб стоил 2 копейки фунт-450 граммов, белый-5 копеек, сало 22 копейки фунт, яйцо-копейка штука. Сапоги хорошего качества стоили 6-7 рублей. А после революции заработки понизились, а цены сильно поднялись. Прошли годы после революции и мне больно думать, что я рабочий жил при капитализме лучше, чем сейчас живут рабочие при советской власти.

Лично я знаю из многих документальных источников, что царь был образованным для своего времени человеком. В совершенстве владел тремя иностранными языками. Хорошо знал законодательство и военное дело многих государств. Разбирался в экономике. Хороший семьянин. Мягкий и гуманный, не ко времени человек, волею судьбы ставший в такое смутное время государем великой по территории державы. Как недостаток был подвержен чужому влиянию, в том числе и окружающих зачастую бездарных советников. Его лживо прозвали "кровавым". Это пошло от так называемых "большевиков". Если бы это было так и он был
таким же суровым и жестоким, как его палачи, то он и его наследники правили бы до сих пор. По этому поводу он неоднократно говорил: «Я православный царь православного народа и должен своим правлением служить ему и России". Некоторые обвиняют его в отречении от престола, что равнозначно измене военной присяги его подданных. Мог ли он не отрекаться? Он был поставлен в такие условия, что это было невозможно. Вот что записано им собственноручно в его дневнике от 2 марта 1917 года: «Кругом измена, трусость и обман. Кроме того, главнокомандующие фронтов и армий во главе с генералом Алесеевым, в чьём окружении находился он как главнокомандующий, твердо настаивали на его отречении. Их позиция и намерения не давали императору поддержки и опоры в ту труднейшую в его жизни минуту. Фактически они предали своего государя, изолировав его от армии и народа.

Впоследствии они странно пожалеют о своей измене и заплатят своими жизнями. Будут расстреляны большевиками. Предатели не нужны были и им. За свою власть он не цеплялся и сказал: «Если этого требует благо России и народа, делайте, как знаете. «И он отрёкся за себя и своего сына в пользу брата Михаила.

За день до своего расстрела, о чём он знал, его рукой было написано: «За мою гибель не мстите, ибо они не ведают, что творят. И я их всех простил". Но он ошибался. Те, кто совершал эти злодеяния, прекрасно знали что творили. Демон революции Л.Б.Троцкий /Бронштейн/ в отношении России говорил и писал: "Мы должны превратить её в пустыню населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, какая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница будет лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева и не белая, а красная. В буквальном смысле слова красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потерь капиталистических войн". И далее он продолжал: «Крупнейшие банкиры из-за океана будут работать с нами в теснейшем контакте. Если мы выиграем революцию, раздавим Россию и на её погребальных обломках укрепим власть сионизма и станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени. Мы покажем, что такое настоящая власть. Путём террора, кровавых бань, мы доведём русский народ до полного отупения, до идиотизма, до животного состояния» Мы нанесём смертельный удар по носителям её культуры: мы уничтожим русскую интеллигенцию - офицеров, инженеров, учителей, священников, генералов, агрономов, врачей, академиков, писателей и т.д.."

Все эти слова были сказаны им ещё до революции 1917 года. Вот кто после её победы пришёл к власти, и кто стал насаждать эти адские эксперименты над российским народом. А тот, кого мы все называем Лениным и кого мы по слепому незнанию долгое время боготворили, прекрасно знал обо всём этом и в своей политике опирался на них. 95% его правительства состояло их таких, если их можно назвать людей, для которых понятие совесть было страшнейшим пережитком прошлого. Многие наши люди и поныне продолжают слепо верить в него его приближённых и поклоняться им. Всё это были чёрные сатанинские силы, которые ещё и сейчас продолжают властвовать на территории бывшего СССР.

Вся беда в том, что мы об этом узнаём только сейчас. Может быть, именно по этому тот же Сталин хорошо знавший всю подноготную этих деятелей, называл "врагами народа" и так жестоко их методами боролся и расправлялся с ними. Кто знает. Все беды, которые были порождены так называемой "социалистической революцией" стали возможны благодаря банковской поддержке этих ниспровергателей иностранным капиталом для развала и уничтожения России, как могущественной державы. Это продолжается до сих пор. Ставка делается на недовольные и деградирующие слои населения, которым было наплевать на всё. Таких, к сожалению, немало было тогда и сейчас. Которые за доллар готовы продать все. Как это и ныне похоже на нынешнюю оппозицию в Белоруссии. Это главная причина нынешних "цветных" революций за передел власти.

Смерть император принял спокойно и с честью достойной военного человека. Но те, кто совершил это, также хорошо знали, что делали. Они наносили смертельный удар по символу российской государственности, сложившейся за тысячи лет и лишали этот народ его знамени. Одновременно они запутывали вопрос о престолонаследии. В подтверждение всему этому на стенах подвала Ипатьевского дома, где была расстреляна царская семья, была сделана такая надпись: «По распоряжению тайных сил Валтасар убит своими рабами". Что явно говорит о ритуальном убийстве. В своё время Серафим Соровский говорил: «С Ипатьева началось и Ипатьевым закончится, с Михаила всё началось и Михаилом закончится". Так и случилось. В бумагах расстрелянного императора было найдено стихотворение Сергея Бехтерева:

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимо страшный час.

И у преддверия могилы,
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

И этим всё сказано. Разве можно что-либо ещё к этому добавить? Разве что родился государь б по старому стилю и 19 мая по новому 1868 года в день Иова многострадального! Не потому ли геноцид нации, бесчисленные эксперименты, длящиеся до нынешних времён на русской земле, все это следствие той же страшной трагедии, которую в период советской власти тщательно скрывали от народа. Нынешние их наследники, захватив власть, призывают к забвению и примирению после пролитых рек крови и страданий, на деле же продолжают туже политику отношении российского народа, древнегреческий философ Гесиод говорил: «Все они требовали суровых мер против богачей, сегодня сделав карьеру и увеличив своё состояние и доходы, призывают к умеренности и осторожности!" Прошло сколько тысячелетий, а сказано как о сегодняшнем дне.


Верность

Закончилась война. Все ждали с фронта тех, кто выжил, несмотря на всё и победил. Ждали даже и те, кто получил извещение о гибели родных защитников и кормильцев. Так называли тогда настоящих мужчин: наших отцов, братьев и сыновей, на плечи которых выпали смертельные испытания войны и нелёгкого восстановительного труда разрушенного хозяйства родных деревень и городов. Прежде чем приступить к работе на земле: её ещё предстояло очистить от сюрпризов и разминировать. Работа предстояла огромная и опасная и она в основе своей легла опять же на плечи всё тех же женщин: наших матерей, сестёр, тетушек и бабушек.

На своих плечах они вынесли все горести и унизительные тяжести оккупации, где ежеминутно они подвергались смертельной опасности со стороны фашистского оккупационного режима. Многие из них остались там с детьми на руках. Так, например: Елисейкина Анфиса Тимофеевна 1902 года рождения с шестью детьми, её муж Елисейкин Иван Наумович - 1902 года рождения ушёл на войну ж погиб в 1944 году. Гаврисова Анна Свиридовна - 1910 года рождения осталась с пятью детьми, её муж погиб на фронте. Казимиренко Татьяна Михайловна, 1909 года рождения, осталась с четырьмя детьми и её муж: Казимиренко Денис Сазонович, прожал без вести в декабре 1944 года. Ходоренко Мария Игнатьевна, 1890 года рождения с тремя детьми, её муж не вернулся с войны. Елисейкина Марфа Наумовна, осталась с двумя детьми, её муж погиб на фронте. Жавненко Марфа - осталась с тремя детьми, её муж: Жавненко Егор Парфенович, 1910 года рождения, пропал без вести в мае 1945 года. Агнищенко Наталья Ефимовна, 1910 года рождения осталась с двумя детьми, её муж Агнищенко Тимофей Петрович, 1906 года рождения, пропал без вести в ноябре 1944 года. Елисейкина Анна Парфеновна, осталась с двумя детьми, её муж по начальным данным пропал без вести. Чехова Татьяна Ефремовна, 1915 года рождения осталась с одним сыном, её муж: Чебов Марк Иосифович, 1909 рода рождения, по начальным данным пропал без вести. В нашем рассказе можно привести тысячи фамилий других женщин с аналогичными судьбами в других деревнях и городах нашей многострадальной республике. Я же пишу о женщинах бывшего колхоза "Соцбатьковщина".

Все эти святые славянские женщины пережили с достоинством период оккупации, верили в победу над ненавистным врагом и неустанно ждали своих любимых мужей – освободителей. Многие из них не дождались их. Какая судьба постигла их мужей видно из вышеприведённых фактов.

Все они до последнего надеялись на возвращение своих мужей, в особенности те, кто получил извещение с сообщением о том, что их мужья пропали без вести, Они неоднократно делали повторные запросы в архив Красной Армии, находящийся в городе Подольске. Но, увы, надежды же оставалось. Оттуда приходили сухие сугубо официальные подтверждения предыдущих сообщений. Вот и передо мной лежит пожелтевшее от времени извещение в адрес моей матеры с короткими, официальными словами, не говорящими конкретно ни о чём, кроме того, что её муж, мой отец, но данным Лиозненского РВК, пропал без вести в ноябре 1944 года. Почему по данным РВК, ведь он воевал не в РВК, а где-то в дивизии, полку, роте, взводе и отделении определённого рода войск, определённого фронта? Нет никаких данных в каком бою он потерялся и при каких обстоятельствах, кто командиры там были при этом и кто может это подтвердить? Казённое официальное равнодушие к судьбам людским: погиб и всё, пропал без вести и всё! Вот такие бессердечные, списывающие из бытия людей, ответы взамен погибших мужей получали они.

И всё же они надеялись, что всё это ошибка или недоразумение. Пройдёт определённое время и всё разъяснится в лучшую строну. Их мужья отыщутся в госпиталях, больницах, да мало ли где и как они могли временно потеряться. Но проходили месяцы и годы, а они не возвращались. Лишь однажды их надежда снова всколыхнулись, когда они узнали, что пропавший было без вести Муж Елисейкиной Анюты обнаружился в живых в России, где сразу же после войны завёл себе другую семью. Они снова надеялись на чудо и готовы были простить своим даже неверным мужьям их измену, лишь бы они остались живыми. Это были самоотверженные I и великие в своей доброте жизни женщины!

Несмотря на то, что в оставшейся жизни они могли пристроиться и неплохо, а им предлагали сердце и руку многие достойные, вернувшиеся с войны, овдовевшие и холостые мужчины. Они отвергали такие предложения и продолжали вопреки всему ждать и ждать. Например: та же Чебова тётя Таня всегда говорила: "Я на месте моего Марка, в качестве мужа и любимого мной человека никого больше и представить не могу и не хочу!"
Эта ещё тогда молодая, стройная и довольно красивая женщина, оставшаяся с одним сыном Анатолием - моим другом и соседом, вполне могла составить достойную и завидную семью любому другому достойному мужчине, а таковых, добивавшихся её руки было немало, но она предпочла ждать с войны своего любимого. Получала и она неоднократные ответы о том, что её муж: Чебов Марк Иосифович, 1909 года рождения, пропал без вести, и лишь в 1945 году она узнала, что её муж погиб 30 сентября 1944 года при освобождении города Сувалки на территории Польши. Его сын Анатолий ездил туда в 1990 году, но конкретной могилы отца с надписью не нашёл. Захоронений было много и на многих не было надписей, таким наши отцы стали безымянными солдатами той войны.

Кстати данных о нём в "Книге памяти Лиозненского района" - нет, хотя он родом из этих мест: дер. Чиковщина. Всё это: видимо объясняется тем, что он был оставлен по брони для обслуживания во время войны железной дороги, а при отступлении немцев он стал беженцем и при освобождении Смолевич Красной Армией был призван. Вероятнее всего, что он не числится как погибший ни по Смолевичам ни у нас. Сообщить данные о нём в своё время здесь было уже некому т. к. его родные вымерли, а его жена и сын в это время проживали уже в городе Витебске. Его жене сейчас 66 лет и она хранит память о нём. Помнит о нём и его сын Анатолий. Все перечисленные мной женщины, своим безупречным поведением и своей бесподобной верностью своим любимым, показали всему миру, что у лучших в мире солдат были лучшие в мире женщины! Они также показали, что лучше нашей славянской женщины в то время ничего в мире не было.

Величайшие труженицы и мастерицы, своим трудом, добротой и любовью, продолжая служить памяти своих мужей, спасли от голодной смерти всех детей, воспитали, вырастили их, дали образование и достойную дорогу в жизнь. Я не знаю ни одного примера недостойного поведения выращенных ими и ныне работающих на благо народа детей этих достойнейших женщин и матерей. Они своим личным примером безупречного поведения по праву завоевали любовь и уважение среди односельчан и со стороны своих детей и внуков. Никто из них никогда и в мыслях не мог держать, несмотря на все выпавшие, на их долю испытания, избавится от своих детей, сдать их в детские дома, чтобы переложить бремя воспитания и содержание их детей на государство.
Очень горько читать в газетах сведенья о том, что ныне множество женщин избавляются от своих детей, сдают их в детдома, отрекаются от них и это в то время, когда в нашей стране нет войны и голода. Как еще расценить тот факт, что при численности белорусов в 10 миллионов человек, в Беларуси имеется при живых родителях 10 тысяч детей сирот! Кроме как деградацией нравственности это назвать нельзя!

Я склоняюсь перед памятью названных мною женщин моей деревни, ведь многих из них уже нет в живых. Они ушли туда, откуда возврата никому нет, но примеры их святой верности и самоотверженности в нашей памяти. Памяти их детей и внуков, соседей и односельчан. Вечная память Вам, наши дорогие матери! Мы никогда не забудем Ваш не менее мужественный и не менее достойный подвиг благородства и верности нашим отцам и нам, Вашим детям!

16 апреля 2001 год. д. Новое Село.


Прошедший сквозь ад

От железнодорожной станции по лесной дороге в направлении деревни Большая Выдрея шел, сильно прихрамывая высокого роста, совершенно исхудавший человек. На вид ему было лет сорок пять, одет был в чёрную зэковскую телогрейку и другую соответствующую этой форме одежду. 3а его плечами был вещмешок, а в руках небольшой самодельный не то чемодан, не то сундучок. Мужчина внимательно и с интересом вглядывался в окружающую его местность до тех пор, когда ему пришлось быть в последний раз здесь прошло немало времени. Всё сильно изменилось. Война, как и болезнь, никогда не красит ни природу, ни людей. И всё равно ему было интересно. Житель этих мест: он родился, вырос, завёл семью и отсюда уходил на войну, которая растянулась на целых семь лет. Это были годы ранений, душевной и физической боли, унижений и других страданий, которые мог выдумать только человек по отношению к себе подобным.

С первого дня войны принимал участие в боях и в одном из них был тяжело ранен. Очнувшись из бессознательного состояния, понял, что не может без посторонней помощи двигаться, раненые ноги тупей болью отдавали в сердце, одна из них наверняка перебита. Следом за этим понял, что брошен своими, часть из которых погибла, а другая часть ушла, не поинтересовавшись участью оставшихся лежать в окопах, бросив их на произвол судьбы. В эту минуту он позавидовал погибшим, и как показали последующие события, может это, было бы лучше. Горькая и страшная судьба не замедлила явиться в лице тех, в кого они все недавно так дру­жно стреляли, пытаясь их остановить. Бронированная техника растоптала их жиденькую оборону. Последнее что он помнил взрыв артиллерийского снаряда и всё. Застонав от боли, приоткрыв глаза, ему было видно как немцы, держа на изготовку автоматы, подходили к его окопу. Взяв его пулемёт за ствол, они разбили его о камень и отбросили, а затем стали рассматривать полу - засыпанного и еле живого солдата враждебной им армии. Убедившись, что он живой, они, что-то говорили на своём языке. "Всё, пристрелят" – шевельнулись последние мысли. 0т присутствия отупляющей боли было всё равно. "Хотя бы скорее, прекратились эти мучения". Но мучения ещё только начинались. Немцы подошли к нему и, вытащив из полу – засыпанного окопа, на руках отнесли его к мотоциклу. Усадив в люльку, отвезли в госпиталь. По дороге несколько раз терял сознание и очнулся на операционном столе. В этом госпитале его, как и многих других, лечили, а когда кости срослись, и раны подзажили, с очередной партией направили в ближайший концлагерь для военнопленных.

С тех пор и начались его мытарства по мукам. В каких только лагерях не побывал, чего там не насмотрелся, и что пришлось перенести самому, это знает только он сам да Господь бог! Вербовали его немцы и «власовцы», обещали, если пойдёт с ними полностью вылечить, но он, ссылаясь на контузию, глухоту и ранения уклонялся от их настойчивых предложений. За это посылали в концлагеря, с ещё более бесчеловечными условиями содержаниями били и пы­тали, но он всё перенёс. Под конец оказался в концлагере смертников. Бежать не пытался: более здоровым людям это, как правило, не удавалось, а с его ногами и ранами об этом и думать было нечего. И так смерть, а после этого смерть после бесчеловечных пыток. Мучений и так хватало. Их хватило бы, не одному десятку человек и эти не каждый бы выдержал. Он прошел, все круги этого ада. Раны то подживали, то снова открывались и кровоточили. Скудость питания, ощущения постоянного голода, доводили до изнеможения и не давали им затянуться им как следует. Кроме того, не мешало бы отлежаться. Об этом не могло быть и речи. Кто не выходил на построения и работу, того здесь же пристреливали. Недаром на воротах этого лагеря было написано: " Оставь надежду всяк сюда вхо­дящий". Но стоило потерять надежду и всё, тебе конец! Дошёл до предела, но надежду и веру в освобождение не терял. Поддерживали товарищи по несчастью, делились, чем могли, и назло всему дожил всё-таки до освобождения Красной армией. Радости выживших не было конца, но они рано радовались. После того как их подкормили и подлечили, ими занялась контрразведка СМЕРШ. Не знал он ещё, что его семья подучила извещение о том, что их кормилец пропал без вести, но в душе догадывался об этом. Его заподозрили в том, что он якобы добровольно с первых дней сдался в плен и никакие доводы и факты во внимание не принимались. На его контузию и раны им было плевать. Осудили по с.т.58 - измена Родине и направили восстанавливать шахты в Донецке, там же работал шах­тёром, пока не освободился по болезни.

У сталинских законов в то время дру­гих подходов к своим военнослужащим побывавшем в плену не было. Отказавшись подписывать Женевскую конвенцию о положении военнослужащих в плену, то руководство обрекло своих солдат попавших в беду на страшные мучения и фактически предало их. Сталин заявил, что пленных у нас не будет. Миллионам таким людей, как дядя Гриша, вменялось в вину то, что они остались в живых. Чудом выжив, в немецких концлагерях, они должны были теперь ещё и в советских лагерях адским трудом доказывать свою лояльность. Что говорить, если даже своего сына Якова, попавшего в плен под нашим Лиозно, Сталин считал изменником и бо­ялся, что плен сына бросит тень на его великого отца. Предпринимались все меры, чтобы или похитить или убить сына. Не исключено, что он был доведён до самоубийства, кем-то из подосланных в тот концлагерь.

Одним из таких людей, прошедших сквозь этот ад был Агородников Григорий Михайлович - 1904 года рождения. Выходец из большой крестьянской семьи, их было двенадцать человек, восемь сыновей и четыре дочери. Отработав на шахтах четыре года и получив тяжёлую травму, ушиб позвоночника по причине обвала в шахте. Оставаясь в больнице, сообщил домой о том, что жив и своё местона­хождение. За добросовестный труд и по причине травмы был освобождён раньше срока. И вот он идет по знакомым с детства родным местам. Горький комок из­редка подкатывает к горлу, но усилием воли подавляет готовые вырваться из груди рыдания. О его приезде никто из родных не знает. И вот родная усадьба. Хаты нет, есть только землянка, в которой ютилась семья. Его жена, едва узнав, ойкнув, кинулась к нему на шею. Обступили со слезами и дочери, Зина и Лида. Повели в своё убогое жильё. Расспросов и разговоров было бесконечное количество, но о том, что выпало за эти годы, полностью им не рассказывал. Скромность и чувство жалости к ним не давали ему силы и желания сделать это, чтобы переложить ещё и на их плечи груз тех воспоминаний. О том, что он пережил, не рассказывал никому. В то время у каждого была своя беда и свои горести и печали. Только ночные сны возвращали его туда в круги земного ада, придуманного людьми для людей. Всего того, что было там, но было наверняка и в настоящем аду. Как выдержал, не умер, не сошёл с ума, как чудом остался жив?

Видимо тяжёлый с детства физический крестьянский труд, бывшее богатырским здоровье, хорошая здоровая наследственность поспособствовало тому, что остался живым. Да ещё видимо кто-то сильно молился за него. Недолго пришлось нежиться дома. Надо было жить: строить хату, идти работать в колхоз. Работал как вол и там и дома, зачастую впроголодь. Построил хату, обсадил её яблонями, сливами и вишнями, и мы пацаны изредка сде­лав набег, снимали пробу с его сада. Он всегда знал об этом и лишь однажды сказал нам: "Берите, только не ломайте ветви. " После такого увещевания и уважения к нему, мы больше не лазили в его сад. В его семье кроме двух старших дочерей уже после войны родилось два сына: Анатолий и Леонид. Анатолия уже нет в живых. Он похоронен в Минске. Жена дяди Гриши: Ходоронко Наталья Федосовна – 1907 го да рождения, тоже много работала, растила детей и успевала по хозяйству. Дядя Гриша всегда интересовался судьбой детей выросших на нашей улице и обижался, если приезжая мы не заходили к нему. Всегда проявлял гостеприимство. Любил слушать о наших успехах в жизни, Однажды заранее извинившись, зная, что воспоминания ему неприятны, я спросил о том: где было тяжелее всего в фашистских концлагерях или в наших? Я получил такой ответ: "Понимаешь, Гена, фашист есть фашист, и ждать от него чего-то хорошего не приходилось, то они подобрали меня ра­неного и отвезли в госпиталь, видно попались такие. Обиднее всего было в со­ветских лагерях. На нас там смотрели с ненавистью и всячески унижали, как будто в этом было только наша вина. Обидно было за своих и это было страшнее, а нужно было молчаливо всё это сносить, если бы сорвался, то мог не уцелеть. Со многими так и было». И я понимал это и сочувствовал ему, потому, что видя его отношение к нам детям и людям вообще, а также к работе в деревне, у меня было только одно чувство что такой как дядя Гриша, плохим человеком быть не мог. Я в этом уверен. Проработав длительное время, он ушёл на пенсию, никакими льготами никогда не пользовался и не просил их. Прожил 66 лет и умер в день своего рождения 31 августа 1971 года. Тяжёлые ранения, трудовые увечья и перене­сённые испытания, сократили жизнь этого великого страдальца и труженика.

В день его похорон я как раз приехал в отпуск и дядя Коля Голенький сказал мне об этом. Меня посадили рядом с его братом: Павлом Михайловичем, который с моим отцом был на финской, польской и Отечественной войне. Естественно меня интересовали подробности. Дядя Павел оказался хорошим рассказчиком. Помянув дядю Гришу, мы проговорили допоздна. Сейчас дядя Павел живёт где-то в Подмосковье. Никто не знает, живой ли, он уже в преклонном возрасте. В 1965 году умерла и тетя Наташа, похоронили её рядом с дядей Гришей. Бывая на кладбище, я не забываю побывать  на их могилках и тогда вспоминаю всю их жизнь и судьбу, о чём вкратце и рассказываю Вам, дорогие читатели.

18 марта 2000 года. дер. Новое Село.


Слепой полководец

Ян Жижка – национальный герой чешского народа. Кто не знает эту выдающуюся историческую личность? Мелкопоместный дворянин из Троцнова. Маленький Ян с детства увлекался воинским рыцарским искусством, и надо отдать должное, постиг его в совершенстве.

Соседом Яна был богатый могущественный барон Рожиберк – друг германского императора. Он захотел присоединить небольшой деревянный замок Яна Жижки к своим владениям. Однако не учёл при этом, с кем имеет дело, и прежде, чем осуществить свою затею, должен был бы спросить на это согласие рыцаря Яна. Хотя тот и обеднел до того, что пахал землю вместе с горстью своих крестьян, но, тем не менее, наотрез отказал барону в продаже дома своих предков. Тогда сосед решил наказать строптивого рыцаря. Он нашёл лжесвидетелей, изготовил подложные документы о правах на Троцнов. Но Ян не покорился. Он послал барону перчатку в знак объявления воины и ушёл со своими людьми в лес. (Как похоже на судьбу В.Дубровского в одноименной повести А.С.Пушкина, не правда ли?).

В этом противостоянии и проявились великие воинские способности Яна. Он хорошо знал тактику действий, сильные и слабые стороны рыцарского воинства. Слуги и солдаты барона терпели одно поражение за другим и ничего не могли сделать. Замки и поместья хозяина Южной Чехии пылали один за другим. Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы не вмешательство короля Владислава и королевы, поддержавших права Жижки. Через некоторое время после этого Ян во главе отряда чешских воинов по распоряжению короля принимал участие в битве славянских народов против тевтонских захватчиков у Грюнвальда 15 июля 1410 года. В этой битве он проявлял себя как опытный и мужественный воин и полководец. Сражаясь наравне со своими воинами, был ранен и потерял глаз.

Когда же чешский народ восстал против поработителей во главе с Яном Густо, Жижка возглавил народную армию. Передвигалась эта армия на крытых деревом телегах, на привале лагерь окружался ими, а между собой они скреплялись цепями. В стенах их досок имелись бойницы. Такой лагерь назывался табором, а воины – таборитами. Ян Жижка изобрёл новые приёмы боя против рыцарского войска. Когда две тысячи рыцарей на конях преградили путь его отряду в 300 человек, он отвёл своих воинов к высокому холму, который защитил их с тыла. Семь возов с оружием и продовольствием он приказал соединить в одну прямую цель и между возами поставил пушки. Так на глазах ничего не подозревавших рыцарей была сооружена крепость на колёсах. А люди Яна сражались, как жители осаждённой крепости. В ход пошло всё: крестьяне с цепями стали на крышах деревянных повозок и молотили ими по головам рыцарей, воины с длинными пиками залегли между колёсами повозок и оттуда снизу кололи и разили боевых коней, упав с которых рыцари теряли свою силу и уверенность. Потрясенные враги отступили. Так впервые в истории крестьянский цеп победил рыцарский меч. Много других новшеств и тактических приёмов применял против самоуверенных рыцарей Ян, о чём можно немало написать и рассказывать. Однако, это не реферат по теории военного искусства, а ознакомительная статья.

Герой всегда выходил победителем во всех боях с рыцарями, как бы не складывалась для него обстановка. При штурме замка Раби потерял второй глаз. Будучи слепым, на оба глаза, он выиграл 15 сражений. При одном виде таборитов рыцарей охватывала паника, и они пускались наутёк. Организуя бой, будучи слепым, Жижка держал возле себя трёх советников, которые рассказывали ему о боевом порядке и составе рыцарского войска, местности, на которой они стояли, и той, на которой находились сами табориты. Оценив всё, Ян принимал решение, которое доводил до исполнителей ясными распоряжениями. Выполняя его, соратники одерживали победы. Всего за свою жизнь он провел и выиграл 65 сражений.

Короли, феодалы и служители католической церкви следили за его победами с ужасом и ненавистью. Лишь благодаря предательству и коварству, как это присуще всегда власть имущим классам, им удалось расколоть единство таборитов на два враждующих лагеря, вследствие чего в одном из сражений с превосходящими силами противника выдающийся полководец погиб. После этого расколотое движение таборитов по частям было разгромлено и потоплено в крови. Так гибель талантливого человека доказала незаменимость таких людей в любом деле. Тем самым уже тогда была опровергнута догма некоторых теоретиков о том, что незаменимых людей нет. Если это посредственность и бездарность, то, действительно, в таком случае очень быстро можно найти замену, что лучше в интересах любого дела. Талантливых же и гениальных заменить никогда невозможно, потому что их дар уникален. Движение таборитов показало всей Европе и всем честным людям в мире, как надо сражаться с угнетателями Родины. Оно оставило глубокий след в истории не только Чехии, но и всего прогрессивного человечества, проложило дорогу к реформации и революционно – освободительным движениям в ряде европейских стран. Под их ударом феодализм и эра церковного мракобесия пали, а над миром взошло солнце более прогрессивной эпохи в жизни и деятельности человечества.

д. Новое Село.


Ванька

Мои соседи по Новому Селу привезли как-то из поездки к родным пару белых гусей, да таких красивых. Увидишь их на речке или на пруду, обязательно примешь за лебедей. Правда, они были значительно меньше, чем эти благородные птицы. А самое интересное, что клички им хозяева дали, как на беду: его прозвали Ванькой, а её - Манькой. В общем, Иван-да-марья. И судьба у них схожая получилась.
Прожили гуси у соседей зиму. Весной Манька нанесла яиц, и хозяйка посадила её выводить новое поколение. Ванька, бывало, с утра постоит на пороге хлева, погогочет да и пойдёт на лужок пощипать травки или искупаться.

Так прошло некоторое время. И вот однажды в послеполуденный час в доме услышали тревожные крики гуся. Прибежав в хлев, хозяйка увидела, что тот мечется со стороны в сторону и тревожно гогочет, заглядывая ей в глаза. Причина беспокойства вскоре стала ясна: бесследно исчезла гусыня вместе с насиживаемыми яйцами.
Сосед навёл справки. Выяснилось, что Маньку украли недобрые люди. Так гусь остался один. Он долго переживал потерю своей подруги. Всё ходил возле хлева и громкими криками звал гусыню, не понимая причины её исчезновения. Но всё напрасно... Чтобы прекратить его сиротство, хозяйка купила гусиных яиц и посадила на них курицу-наседку. Та вывела гусят. Оказались они другой породы: пушистые, мягкие комочки. Но приёмную мать они совершенно не слушались, особенно, увидев воду. Храбро кидались в водоём в жаркую погоду и с удовольствием, долгое время, плавали и прихорашивались. А курица в панике металась по берегу и настойчиво звала детей к себе. Правда, те не обращали на это никакого внимания и выходили на берег лишь тогда, когда им надоедало или хотелось есть.

Естественно, что через некоторое время приёмная мать от гусят отказалась. Ванька, увидев это, сразу же принял тех под свою опеку. Водил на прогулки, согревал, плавал вместе с ними и охранял от всякой напасти: ворон, кошек, собак... Всё шло хорошо, пока в хлев не повадился по ночам хорь, который поочерёдно утащил троих малышей. Так остался Ванька с двумя гусятами. Глядя на хлопоты и старания гусака, сельчане толковали меж собой: «Не мешало бы некоторым из людей поучиться такой верности у птицы!»

Прошло время, и малыши превратились в красивых серых гусей. Один из них оказался молодым гусаком. Ванька, увидев в нём соперника, стал того изгонять. Хозяева, оценив ситуацию, его зарубили и оставили Ваньку с молодой гусыней. Но зимой она заболела неизвестной болезнью и пала. И снова весной Ванька ходил один: так ему не везло в жизни, как не везёт порой и людям. Одни живут, не зная страданий, баловнями судьбы, а другие сгибаются под ударами бед и испытаний.

Быстро пролетели весенние дни, а за ними и лето. Ванькины дикие сородичи полетели в тёплые края. Он провожал их звонким гоготаньем. Те звали гуся с собой. Но он был привязан к этой земле и к этим людям.
Ведь здесь он родился и вырос, здесь продолжал надеяться на лучшее. Грянула зима. Перед крещенскими праздниками хозяева поехали отведать своих родных. Ванька был предоставлен сам себе. В один из дней разыгралась сильная вьюга. Моя супруга до этого изредка подкармливала соседскую птицу. А в тот вечер, увидев его неприкаянность, загнала Ваньку в наш хлев и покормила. Тут он просидел все три морозных дня. А когда хозяева вернулись, его выпустили на волю. Ванька запомнил это и нередко приходил в наш двор. А к моей жене привязался так, что выделял её из любой толпы. Зачастую увидев супругу, он бежал к ней навстречу с распростёртыми крыльями. Подлетев, что-то гоготал, рассказывал, кланялся до самой земли, как будто за что-то благодарил. Если она шла в магазин, то сопровождал её до самых дверей и ждал пока та выйдет, чтобы, снова отставая на шаг-два, как собачонка следовать позади до самого подъезда. А однажды, когда жена шла на огород гусь увязывался за ней, и пока та возилась в земле, он пасся возле калитки, ожидая её выхода. Так эта благодарная птица запомнила доброе отношение к себе и платила доверием и вниманием.

Снова прошли весна и лето. И вдруг гусь исчез. Его поиски были безрезультатными. Лишь спустя некоторое время стало известно, что Ванька разделил судьбу своей подруги, поплатившись гибелью от рук недобрых людей за свою верность и доверчивость.

В случае перепечатки материалов сайта ссылка на источник обязательна © "MVA" 2005-2009

Сайт создан на основе материалов которые собрал и предоставил Агнищенко Геннадий Тимофеевич Обработка фотографий, дизайн и создание сайта - В.Михальченков, И.Михальченкова mailto:viteck@yandex.ru
Hosted by uCoz